Проблемы изучения и сохранения иудаики в Украине

Более двух тысяч лет назад в Крыму возникли первые очаги иудейской культуры. История иудеев Украины насчитывает не одно столетие. Издавна иудеи и украинцы жили рядом. По-разному складывались отношения двух народов на протяжении веков. Созданная восточно-европейскими иудеями своеобразная, уникальная культура не избежала существенного влияния соседней культуры. Ученыем, исследователям, этнографам еще предстоит определить степень взаимопроникновения культур двух народов, живущихи рядом.В современной Украине еще совсем недавно существовали многочисленные иудейские общины. В начале ХХ века в городах Галичины, Подолья, Волыни иудейское население, как правило, превышало 50 процентов, а иногда и 80. Иудейской культуры в Украине, культуры штетла (иудейского городка) теперь не существует. Виноваты в том трагические события Холокоста во время Второй мировой войны, массовые отъезды иудеев в города и заграницу. В села и небольшие города Львовской, Винницкой, Хмельницкой областей на протяжении уже нескольких десятилетий время от времени различные иудейские и неиудейськие учреждения финансируют поездки для всех тех, кого интересует история, культура и быт иудеев Украины. В целом, маршруты пролегают по тем местам, где сто лет назад проходили экспедиции выдающегося этнографа Семена Анского. Он и его коллеги собрали бесценный этнографической материал. Современные историко-этнографические экспедиции были организованы, в основном, Институтом исследований диаспоры Петербургского еврейского университета. Статьи, содержащие описание результатов экспедиционных поисков, библиографии и археологические исследования, сбора устной истории периодически появляются в различных научных сборниках, посвященных темам по иудаике. Первые экспедиции работали в начале 80-х годов. Тогда еще были возможны интервью с местными жителями - евреями-носителями языка идиш. Результаты научных исследований, фотографии, чертежи, описания и обмеры синагог, еврейской застройки городков, еврейских надгробных памятников находятся не в Украине. Экспедиции последних лет по бывшим штетлам Украины, инициируемые  различными иудейскими учреждениями, скорее можно назвать туристическими поездками, чем историко этнографическими экспедициями. Но и такие путешествия приносят определенную пользу, поскольку участники, как правило, делают фотографии тех объектов иудейской материальной культуры, которые находятся на грани исчезновения. В наше время разрушаются на глазах уникальные сооружения каменных синагог-крепостей XVI-XVIII веков, которые защищали не только иудейскую общину, но и все города в целом. Стремительно исчезают уникальные произведения иудейских мастеров по обработке камня, так как населенные пункты, разрастаясь, уничтожают иудейские кладбища с надгробиями ХVI-XІХ веков. Одним из наиболее известных средневековых иудейских кладбищ Украины можно назвать уже несуществующее Львовское кладбище, основанное в 1414 году. Известно, что там находились и более ранние перенесеные туда надгробные стеллы. Большинство старинных иудейских кладбищ уничтожены людьми и временем. Тем не менее, до наших дней сохранились надгробия XVI века на кладбищах Буська, Сатанов, Меджибож, Хотин, Шаргорода и многих других бывших городков-штетлов. Не редко рельефы надгробий-мацевот поражают мастерством исполнения, но и те, что созданы непрофессиональными мастерами вызывают восхищение этим чисто иудейским видом декоративно-прикладного искусства. Эпитафии мацевот неоднократно прижимали внимание этнографов, символика изображений на стелах до сих пор крайне мало исследована, хотя на одном и том же кладбище можно найти огромное разнообразие художественных мотивов. Такое отсутствие интереса вызывает оговорки, поскольку это все что осталось от иудейской общины мистечка.Вражаючи воображение росписи деревянных синагог-пагод Западной Украине сейчас можно увидеть только в реконструкции Ходоровский синагоги (существовала вблизи Львова) в Тель-Авивском Музее диаспоры (Израиль). коллекция иудейских обрядовых предметов и ювелирных изделий, которая находится в Музее исторических драгоценностей Украины (более 400од.) описана вполне профессионально. Но такое положение не во всех музеях страны. Например, в Фондах Музея истории Украины находится небольшая коллекция иудейских обрядовых предметов из бронзы, представляющие большую художественную ценность. Предметы не экспонируются и их назначение в фондовых карточках не указаны. Коллекции иудаики имеют краеведческие музеи Виннице, Меджибож и других мист.Для профессиональной работы с объектами иудейской материальной культуры необходимо обладать такими языками как иврит, идиш, желательно арамейском, хорошо знать тексты ТаНаХу (в украиноязычной традиции «Ветхий завет»), Талмуда, иудейские классические тексты. К сожалению специалистов, владеющих всем массивом знаний по иудаике в Украине очень мало. Поверхностное знание языков и иудейской традиции часто приводит к грубым ошибкам. К тому же в наше время очень трудно найти финансирование на проведение профессиональных экспедиций в исчезающий штетл.И сегодня время от времени случаются неожиданные находки, которые требуют детального изучения, исследования, описания, обеспечения условий збереження.Руйнуються старинные иудейские кладбища, исчезают целые улицы и отдельные дома, создавали неповторимый колорит патриархального еврейского быта. Иудейские обрядовые предметы, назначение которых еще несколько десятилетий назад знал почти каждый иудей, теперь можно увидеть только в музеях, да и то, если они попали в экспозицию. В начале 90-х годов иудаика Музея исторических драгоценностей экспонировалась в двух залах. Теперь посетители могут увидеть только небольшую часть колекции.Не вызывают никаких сомнений своеобразие, уникальность архитектуры синагог Украины и еврейской жилой застройки, декоративно-прикладного искусства: обрядовых предметов, надгробий-мацевот, оформление Ктубот (брачных договоров), рейзеле (прорезных картинок), иллюстрирование старопечатных книг и рукописей. Очевидно в творчестве мастеров отразился многовековой опыт путешествий из страны в страну, особенности иудейской истории и быта. Но, безусловно, наибольшее неповторимость, уникальность иудейском искусству, иудейской архитектуре предоставляет неуклонное следование трехтысячелетней иудейской традиции, сохранение устоев юдаизму.Обрядовимы иудейскими предметами можно воспользоваться только в иудейской литургии и нигде больше. В Украине на протяжении нескольких веков существовали ювелирные школы, каждая из которых отличалась своим собственным стилем. Иудейская прорезная картинка-рейзеле не похожа на украинскую витинанку или белорусскую вициплянку. Мацевот (надгробия) Украинский иудейских кладбищ очевидно самобытны. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно побывать на старинных кладбищах Львовщины, Волыни, Подилля.Ще раз хочется подчеркнуть, что явная нехватка специалистов по иудаике и внимания к иудейской древности может привести к окончательной потере очень важного компонента культуры Украины.Об деятельность киевского Центра исследований истории и культуры восточноевропейского еврейства можно узнать на сайте этого учреждения. При Национальном Университете «Киево-Могилянская Академия» действует дисциплинарная сертификационная программа по иудаике. Думается, что Украине необходима еще более плодотворная, более перспективная программа по изучению и сохранению иудаики. 

 

Автор статьи: Ирина Климова Зав. отделом. Музей Шолом-Алейхема Музей истории города Киева.Дата добавления: 19.10.2012